телефон бюро контент +7 (495) 778-88-68
+7 (495) 778-88-68

Почему одни статьи дочитывают, а другие нет: психология внимания и вовлекающий контент

Читать текст вдумчиво стало сложнее: люди привыкли быстро сканировать информацию, перескакивать между заголовками и пролистывать контент, не вникая в смысл. Но это не значит, что длинные статьи обречены. Как устроено восприятие текста, почему одни статьи дочитывают до конца, а другие бросают, и как писать так, чтобы захватить внимание с первых строк?

Как мозг воспринимает текст и что мешает нам читать вдумчиво

Чтение — это сложный процесс, который требует координации разных зон мозга.  В отличие от речи, которая развивается естественным образом, чтение формируется только к 5–6 годам и требует активного обучения. В нем задействованы зрение, слух, память и моторика. 

Психолог Константин Орищенко (г. Томск) объясняет, что процесс чтения активирует 17 различных областей мозга, но они работают не одновременно. Каждая выполняет свою задачу:

  • Сетчатка глаза преобразует световые сигналы в нервные импульсы и передает их в мозг.

  • Зрительная кора анализирует линии, формы и расположение букв.

  • Зона Вернике в височной доле соотносит буквы со знакомыми образами, формируя слова и их смысл.

  • Лобная доля отвечает за осознание прочитанного, включая память, эмоции и логические связи.

Читать — физиологически сложно. Этот процесс требует концентрации, активной работы памяти и постоянного анализа информации. Вдумчивое чтение — еще более сложная задача. Оно требует удержания внимания на долгий период, глубокого осмысления и способности связывать новые знания с уже имеющимися. И это уже не просто вопрос тренировки — так устроен наш мозг.

Но сегодня чтение стало еще сложнее. Мы живем в цифровую эпоху, и чтение с экрана требует от мозга еще больше усилий.

info-7a.jpg

Почему читать с экрана сложнее, чем с бумаги

Исследования подтверждают, что чтение цифровых текстов утомляет мозг быстрее, чем чтение с бумаги. Обычный текст на бумаге воспринимается линейно — мы следуем за ним слово за словом, абзац за абзацем, что способствует глубокой обработке информации.

Чтение с экрана — другой процесс. Здесь мозг переключается на режим сканирования:

  • Взгляд перескакивает между строками, фиксируясь на отдельных словах.

  • Фокус внимания быстро ослабевает, так как экран перегружает зрительную систему.

  • Глаза напрягаются сильнее из-за яркого фона и мерцания.

Но дело не только в экранах. Цифровая среда изменила наш стиль чтения.

Сегодня 90% информации мы получаем из интернета, но не вникаем в нее глубоко. Мозг адаптировался к быстрому потреблению контента: он чаще пролистывает, чем осмысляет. Мы скользим по заголовкам, ключевым словам, спискам, но теряем способность к длительной концентрации.

Каждый день человек обрабатывает до 34 Гб данных — это 100 тысяч слов.

Такой объем информации перегружает когнитивные системы, и мозг выбирает экономичный путь — смотреть, а не читать.

Вдумчивое чтение становится редкостью. Чтобы удерживать смысл сложных текстов, анализировать информацию и осознавать прочитанное, нужны специальные условия. Какие? Давайте разбираться.

2148909066.jpg
Психология восприятия текста: почему мы не дочитываем статьи, Фото: Freepik

Главные причины, почему статьи не читают до конца

Копирайтер и эксперт по контент-маркетингу Ник Уосборн выделяет 5 ключевых причин, по которым читатели бросают статьи на середине:

  • Много воды и пустых фраз. Длинные предложения с нулевой смысловой нагрузкой моментально ослабляют внимание. Читатель ждет информации, но вместо этого получает расплывчатые формулировки, которые никуда не ведут.
  • Сложный, перегруженный стиль. Если текст напоминает набор громоздких конструкций, он воспринимается как тяжелая работа. Когда автор не смог ясно изложить мысли, он оставил эту задачу читателям.
  • Размытая тема. Чем больше идей, сюжетов и смыслов смешано в одной статье, тем сложнее читателю удержать внимание. Если нет четкого фокуса, текст начинает утомлять и интерес к нему пропадает.
  • Отсутствие эмоционального вовлечения. Просто сухие описания не работают. Читателям нужны истории, которые вызывают эмоции и создают связь с автором. Без этого текст остается безликим и не запоминается.
  • Неравномерный ритм текста. Темп может сбить длинная, перегруженная фраза, которая не несет особой смысловой нагрузки. Или мысль, которая отчасти актуальна, но слишком сильно отвлекает внимание.
Как говорит сам Уосборн:
«Каждая статья публикуется с определённой целью. Если люди не дочитывают ее до конца, значит, цель не достигнута. Поэтому всегда спрашивайте себя: что может помешать читателю прочитать этот текст полностью?» 

info-7.jpg

Топ-10 советов от психолога, как удержать внимание читателя

Константин Орищенко рекомендует использовать в тексте психологические приемы, которые помогают удержать внимание читателя. Эти техники можно комбинировать, если это уместно.

«Крючок» — неожиданный факт

Статья должна зацепить читателя с первых строк. Для этого можно использовать яркий, неожиданный факт или статистику, которые сразу вызывают интерес.

Пример: «Среднестатистический человек моргает 15 раз в минуту, но когда читает что-то интересное — всего 3 раза».

Парадоксальное утверждение — интригующее противоречие

Если в начале текста заявить что-то, что кажется нелогичным, у читателя появится желание разобраться.

Пример: «Чтобы высыпаться, нужно спать не 8 часов, а 4 + 2».

Обратная перспектива — сначала результат, а потом шаги к нему

Чаще всего мы рассказываем историю от начала к концу, но если сначала показать финальный результат, читатель захочет узнать, как это произошло.

Например: «Этот метод увеличил продажи в два раза. И вот что сделали маркетологи…» 

«Говорящие детали» — характерные особенности вещи или героя

Чтобы текст не казался сухим, используйте конкретные детали, которые создают у читателя яркий образ.

Пример: «На столе лежал блокнот с загнутыми уголками страниц, а в кармане — ручка, у которой стерлась надпись. Видно, что этот человек привык записывать мысли на ходу».

Диалог между героями

Текст становится живее, если в нем есть разговорные элементы. Это могут быть вопросы, короткие реплики, риторические обращения. Они создают эффект беседы, а не сухого монолога.

Пример: «Вы ведь тоже иногда забываете, зачем зашли в комнату? Оказывается, у этого есть научное объяснение!»

Простой язык изложения

Легкий и понятный стиль делает текст доступным. Длинные, громоздкие предложения, сложные термины и формальности утомляют читателя.

Вместо «Мы намерены осуществить комплексный анализ» напишите:  «Мы разберем это по шагам».

Представьте, что вы пишете не статью, а письмо друзьям — своими словами, в своем темпе и авторском стиле.

Конкретика — примеры из жизни, факты, ссылки, но без перегрузки

Чем больше конкретных примеров, тем понятнее и интереснее текст. Однако важно не перегружать его статистикой и цифрами. Оптимально — 1–2 ярких примера на ключевой момент статьи.

Задействование трех каналов восприятия

Чем больше чувств подключает текст, тем глубже он воспринимается. Добавляйте зрительные образы, звуки, ощущения, а также используйте аудио, видео, анимацию.

Гиперболизация — преувеличение для иллюстрации

Небольшое преувеличение помогает подчеркнуть важность темы. Это делает текст эмоциональнее и живее.

Расхожий пример: «Я такой голодный, что съел бы слона». 

Нестандартная аналогия — необычные сравнения

Когда сложные вещи сравниваются с чем-то простым и понятным, читателю легче запомнить смысл.

Пример: «Нейросеть — это как ученик, который сначала смотрит, как учитель решает примеры, а потом пробует сам».

2149407917.jpg
Эксклюзивные психологические трюки для текстов от психолога, Фото: Freepik
logo-bg
Cкачать чек-лист «Как расположить и заинтересовать журналистов и повысить шанс бесплатной публикации в СМИ?»

Как меняется наша способность к вдумчивому чтению и что будет дальше?

Мы уже разобрали, почему текст воспринимать сложно, какие ошибки делают авторы и как удержать внимание читателя. Но остается еще один важный вопрос: способны ли мы по-прежнему читать глубоко и осмысленно?

Исследования показывают, что средняя продолжительность концентрации человека за последние 20 лет сократилась с 12 секунд до 8. Мы привыкаем к коротким форматам информации — клиповому мышлению, бесконечному скроллингу и многозадачности.

Однако это не значит, что способность к вдумчивому чтению исчезает. Напротив, многие люди намеренно ищут глубокие, осмысленные материалы — лонгриды, книги, подкасты, научные статьи.

Как писать тексты, которые хочется читать

Несмотря на засилье коротких видео и заголовков-«крючков», интерес к вдумчивому чтению не исчезает. Люди устают от быстрой смены контента и начинают ценить длинные осмысленные тексты, которые дают настоящую пользу и погружают в тему.

Примером может быть рост популярности научных журналов, независимых медиа, авторских блогов и подкастов, где контент потребляют медленно и осознанно.

Учитывая, что внимание читателей изменилось, но глубокие тексты остаются востребованными, важно найти баланс. Статьи должны быть:

  • структурированными (чтобы текст можно было быстро просканировать, но при этом он оставался информативным);

  • глубокими и эмоциональными (чтобы цеплять тех, кто ищет вдумчивое чтение);

  • гибкими по формату (использовать визуальные маркеры, мультимедиа и диалоги, но не превращать текст в поток заголовков).

Вывод: глубокие тексты останутся, но писать их нужно по-новому

Наш мозг адаптируется к изменениям, и мы учимся новым способам восприятия информации. Люди не перестанут читать, но формат текстов будет трансформироваться.

Поэтому авторам важно учитывать психологию восприятия: давать читателю возможность быстро ориентироваться в материале, но при этом предлагать качественный, осмысленный контент, который хочется дочитать до конца.

Содержание
logo-bg
Оставить заявку
Хотите получить качественные статьи, которые точно дочитают до конца?

Авторы Бюро:КОНТЕНТ знают, как этого добиться.
×
Спасибо!
top-scroll
mark