Реклама vs пиар: в чем сходства и различия
Реклама или пиар — что реально работает в 2025 году?

Читать текст вдумчиво стало сложнее: люди привыкли быстро сканировать информацию, перескакивать между заголовками и пролистывать контент, не вникая в смысл. Но это не значит, что длинные статьи обречены. Как устроено восприятие текста, почему одни статьи дочитывают до конца, а другие бросают, и как писать так, чтобы захватить внимание с первых строк?
Чтение — это сложный процесс, который требует координации разных зон мозга. В отличие от речи, которая развивается естественным образом, чтение формируется только к 5–6 годам и требует активного обучения. В нем задействованы зрение, слух, память и моторика.
Психолог Константин Орищенко (г. Томск) объясняет, что процесс чтения активирует 17 различных областей мозга, но они работают не одновременно. Каждая выполняет свою задачу:
Сетчатка глаза преобразует световые сигналы в нервные импульсы и передает их в мозг.
Зрительная кора анализирует линии, формы и расположение букв.
Зона Вернике в височной доле соотносит буквы со знакомыми образами, формируя слова и их смысл.
Лобная доля отвечает за осознание прочитанного, включая память, эмоции и логические связи.
Читать — физиологически сложно. Этот процесс требует концентрации, активной работы памяти и постоянного анализа информации. Вдумчивое чтение — еще более сложная задача. Оно требует удержания внимания на долгий период, глубокого осмысления и способности связывать новые знания с уже имеющимися. И это уже не просто вопрос тренировки — так устроен наш мозг.
Но сегодня чтение стало еще сложнее. Мы живем в цифровую эпоху, и чтение с экрана требует от мозга еще больше усилий.
Исследования подтверждают, что чтение цифровых текстов утомляет мозг быстрее, чем чтение с бумаги. Обычный текст на бумаге воспринимается линейно — мы следуем за ним слово за словом, абзац за абзацем, что способствует глубокой обработке информации.
Чтение с экрана — другой процесс. Здесь мозг переключается на режим сканирования:
Взгляд перескакивает между строками, фиксируясь на отдельных словах.
Фокус внимания быстро ослабевает, так как экран перегружает зрительную систему.
Глаза напрягаются сильнее из-за яркого фона и мерцания.
Но дело не только в экранах. Цифровая среда изменила наш стиль чтения.
Сегодня 90% информации мы получаем из интернета, но не вникаем в нее глубоко. Мозг адаптировался к быстрому потреблению контента: он чаще пролистывает, чем осмысляет. Мы скользим по заголовкам, ключевым словам, спискам, но теряем способность к длительной концентрации.
Такой объем информации перегружает когнитивные системы, и мозг выбирает экономичный путь — смотреть, а не читать.
Вдумчивое чтение становится редкостью. Чтобы удерживать смысл сложных текстов, анализировать информацию и осознавать прочитанное, нужны специальные условия. Какие? Давайте разбираться.
Копирайтер и эксперт по контент-маркетингу Ник Уосборн выделяет 5 ключевых причин, по которым читатели бросают статьи на середине:
Константин Орищенко рекомендует использовать в тексте психологические приемы, которые помогают удержать внимание читателя. Эти техники можно комбинировать, если это уместно.
Статья должна зацепить читателя с первых строк. Для этого можно использовать яркий, неожиданный факт или статистику, которые сразу вызывают интерес.
Пример: «Среднестатистический человек моргает 15 раз в минуту, но когда читает что-то интересное — всего 3 раза».
Если в начале текста заявить что-то, что кажется нелогичным, у читателя появится желание разобраться.
Пример: «Чтобы высыпаться, нужно спать не 8 часов, а 4 + 2».
Обратная перспектива — сначала результат, а потом шаги к нему
Чаще всего мы рассказываем историю от начала к концу, но если сначала показать финальный результат, читатель захочет узнать, как это произошло.
Например: «Этот метод увеличил продажи в два раза. И вот что сделали маркетологи…»
Чтобы текст не казался сухим, используйте конкретные детали, которые создают у читателя яркий образ.
Пример: «На столе лежал блокнот с загнутыми уголками страниц, а в кармане — ручка, у которой стерлась надпись. Видно, что этот человек привык записывать мысли на ходу».
Текст становится живее, если в нем есть разговорные элементы. Это могут быть вопросы, короткие реплики, риторические обращения. Они создают эффект беседы, а не сухого монолога.
Пример: «Вы ведь тоже иногда забываете, зачем зашли в комнату? Оказывается, у этого есть научное объяснение!»
Читайте также: «Секреты написания интервью, которое читают до конца»
Легкий и понятный стиль делает текст доступным. Длинные, громоздкие предложения, сложные термины и формальности утомляют читателя.
Вместо «Мы намерены осуществить комплексный анализ» напишите: «Мы разберем это по шагам».
Чем больше конкретных примеров, тем понятнее и интереснее текст. Однако важно не перегружать его статистикой и цифрами. Оптимально — 1–2 ярких примера на ключевой момент статьи.
Чем больше чувств подключает текст, тем глубже он воспринимается. Добавляйте зрительные образы, звуки, ощущения, а также используйте аудио, видео, анимацию.
Небольшое преувеличение помогает подчеркнуть важность темы. Это делает текст эмоциональнее и живее.
Расхожий пример: «Я такой голодный, что съел бы слона».
Когда сложные вещи сравниваются с чем-то простым и понятным, читателю легче запомнить смысл.
Пример: «Нейросеть — это как ученик, который сначала смотрит, как учитель решает примеры, а потом пробует сам».
Мы уже разобрали, почему текст воспринимать сложно, какие ошибки делают авторы и как удержать внимание читателя. Но остается еще один важный вопрос: способны ли мы по-прежнему читать глубоко и осмысленно?
Исследования показывают, что средняя продолжительность концентрации человека за последние 20 лет сократилась с 12 секунд до 8. Мы привыкаем к коротким форматам информации — клиповому мышлению, бесконечному скроллингу и многозадачности.
Однако это не значит, что способность к вдумчивому чтению исчезает. Напротив, многие люди намеренно ищут глубокие, осмысленные материалы — лонгриды, книги, подкасты, научные статьи.
Несмотря на засилье коротких видео и заголовков-«крючков», интерес к вдумчивому чтению не исчезает. Люди устают от быстрой смены контента и начинают ценить длинные осмысленные тексты, которые дают настоящую пользу и погружают в тему.
Примером может быть рост популярности научных журналов, независимых медиа, авторских блогов и подкастов, где контент потребляют медленно и осознанно.
Учитывая, что внимание читателей изменилось, но глубокие тексты остаются востребованными, важно найти баланс. Статьи должны быть:
структурированными (чтобы текст можно было быстро просканировать, но при этом он оставался информативным);
глубокими и эмоциональными (чтобы цеплять тех, кто ищет вдумчивое чтение);
гибкими по формату (использовать визуальные маркеры, мультимедиа и диалоги, но не превращать текст в поток заголовков).
Наш мозг адаптируется к изменениям, и мы учимся новым способам восприятия информации. Люди не перестанут читать, но формат текстов будет трансформироваться.
Поэтому авторам важно учитывать психологию восприятия: давать читателю возможность быстро ориентироваться в материале, но при этом предлагать качественный, осмысленный контент, который хочется дочитать до конца.