Почему одни статьи дочитывают, а другие нет: психология внимания и вовлекающий контент
Почему мы читаем меньше, а скролим больше? Какие статьи удерживают внимание? Разбираемся в психологии чтения.

Даже в век гаджетов люди читают журналы в самолетах, а поток пассажиров только растет. В статье расскажем, как оказаться на страницах бортового журнала и почему это важно для бизнеса. А еще подскажем, как опубликоваться в «Аэрофлоте» и сэкономить при этом время, деньги и нервы.
Поездок становится больше: по данным министерства транспорта России, пассажиропоток авиакомпаний в 2024 году достиг 111,7 млн человек — это на 5,9% больше, чем в 2023. Чаще стали путешествовать и на поездах — РЖД сообщает, что в 2024 году поездки совершили 1,284 млрд человек (+7%). Глобальные пассажиропотоки для перевозчиков — клиенты, для бизнеса — аудитория, с которой удобно контактировать во время перелета или переезда. Возможность для этого есть благодаря бортовым журналам — корпоративным изданиям, которые помогают занять время в пути. Каждый журнал индивидуален, но есть общие особенности и общая направленность — это глянцевые, хорошо иллюстрированные издания с публикациями на популярные темы.
Бортовые журналы издают во всем мире — для клиентов авиакомпаний, пассажиров круизных лайнеров и поездов. В России подобные издания есть практически у всех крупных авиаперевозчиков — «Аэрофлота», S7, «Азимута», «России», «Уральских авиалиний», «Ижавиа» и других, на рейсах РЖД, собственный отдельный журнал доступен в поездах Аэроэкспресса. Но чаще всего бортовые издания ассоциируются именно с авиацией — пассажиры, вне зависимости от класса перелета, знают, что найдут в кармане впереди стоящего кресла стильный глянцевый журнал.
Тематика бортовых журналов — развлекательно-познавательная, с широким охватом тем и постоянными рубриками, которые могут варьироваться от издания к изданию. Примеры рубрик для статей бортового журнала:
бизнес;
интервью;
путешествия;
стиль жизни;
биографии знаменитостей;
культура и искусство;
мода и красота;
рестораны;
здоровье;
спорт;
авто;
афиши событий.
Материалы бортового журнала не предполагают сложной аналитики и узкоспециальных тем, акцент — на увлекательную и актуальную для целевой аудитории информацию, изложенную понятным языком. Статья в бортовом журнале призвана помочь пассажиру как минимум интересно провести время, максимум — быть полезной в конкретном путешествии или после него.
Если человек совершает туристическую поездку, журнал поможет сориентироваться в ресторанах, кафе и культурных активностях, если предприниматель едет в деловую командировку — расскажет об актуальных проектах, трендах, локальных особенностях бизнеса конкретного региона.
Аудитория бортовых журналов неоднородна, и ее можно разделить на несколько групп:
Бизнесмены, топ-менеджеры: ищут новые возможности, партнеров, информацию о перспективных направлениях для инвестиций.
Туристы, путешественники: знакомятся с новыми городами и странами, планируют будущие поездки, выбирают отели, развлечения, кафе и рестораны, точки для шопинга.
Семьи, молодежь: активные потребители товаров и услуг, в туристической поездке или деловом путешествии готовы занять свободное время походом в развлекательный центр, модный театр или популярную кофейню.
Люди с высоким доходом: готовы тратить деньги, принимать серьезные решения. Публикация в авиаглянце формирует имидж дорогого продукта или проекта — именно такие ценят эти представители целевой аудитории.
Некоторые авиакомпании идут еще дальше и выпускают разные типы журналов для разных групп своих клиентов. Ориентиром может быть уровень дохода (отдельные издания для тех, кто путешествует бизнес-классом), пол (бортовой журнал для женщин) или возраст (например, специальное издание для детей).
На резонный для начала 21 века вопрос «Почему в эпоху гаджетов люди читают печатные журналы компаний-перевозчиков?» есть несколько ответов. Действительно, сейчас у всех есть возможность и во время поездки не отрываться от собственной «культурной рутины»: взять в поездку электронную книгу или компактный покетбук, загрузить в телефон сериал, послушать музыку и таким образом провести время в пути. Но на деле все сложнее:
Далеко не все пассажиры успевают заранее позаботиться о загрузке любимого контента в смартфон.
Во время взлета и посадки на борту запрещено пользоваться мобильными устройствами.
От гаджетов рано или поздно наступает усталость, и возникает желание переключиться — особенно это актуально для перелетов дольше 2-3 часов.
Психологический эффект: полистать журнал — своеобразный ритуал, обязательная часть поездки, которая помогает настроиться на путешествие.
Отчасти интерес к чтению бортовых журналов при наличии других занятий на борту можно сравнить с «эффектом кино по телевизору». Фильм по ТВ — это отмечают представители поколения миллениалов — кажется интереснее, и от его трансляции отвлекаешься меньше, чем от просмотра на онлайн-сервисах. Зато есть своеобразное чувство сопричастности — знание, что сейчас его смотрит или, в случае с журналом, читает еще кто-то, кроме тебя. Работает и иллюзия временной доступности — бортовой журнал создан для поездки, ее время ограничено, значит, стоит сосредоточиться на чтении здесь и сейчас.
Читайте также: Зачем бизнесу печатные журналы в эпоху цифровых технологий
У бортовых журналов — большой стабильный охват аудитории. Разберем на примере «Аэрофлота»: издание формата 160-320 полос выходит 1 раз в месяц, каждый номер читают около 3 млн человек. География — Россия, СНГ, дальнее зарубежье. Публикация в таком журнале — реальный рабочий инструмент для продвижения самых разных товаров и услуг — от франшиз до отелей и ресторанов, оборудования, украшений, банковских, медицинских, образовательных сервисов. Формат рекламного размещения варьируется, в зависимости от возможностей и пожеланий бизнеса это могут быть:
коммерческие публикации: рекламные статьи, нативные интеграции;
редакционные материалы: новости, обзоры, экспертные мнения;
креативные спецпроекты.
Эффективными публикации в бортовых изданиях оказываются по нескольким причинам:
Пассажирам нужно развлечь и занять себя на время полета — и здесь на помощь приходит журнал.
Реклама в бортовом издании — это долговременный контакт: пассажиры тратят в среднем 1,5–2 часа на просмотр журнала.
Самолетом путешествует целевая аудитория бизнеса, которая представляет как сектор b2c, так и b2b — люди с высоким доходом, предприниматели, которые активно интересуются новыми предложениями.
Международные рейсы открывают доступ к зарубежным рынкам и иностранной аудитории.
У рекламы в бортовых журналах есть накопительный эффект: регулярные публикации формируют доверие и узнаваемость бренда.
В бортовом издании, как и в любом «земном», работает ценность, а не прямая продажа. Тот факт, что журнал в определенный момент становится единственным доступным развлечением для пассажира, не означает, что можно не заботиться о подаче материала и давать прямую рекламу. Такой подход вызовет скорее неприятие, чем интерес аудитории. Чтобы по-настоящему привлечь внимание читателя к своему продукту или услуге, при подготовке материалов для бортовых журналов стоит заранее продумать и обсудить с редакционной командой:
чем конкретно материал будет актуален для людей, которые в данный момент летят по делам или на отдых;
что нового для себя узнает аудитория;
какие ценности бренда близки ценностям аудитории.
Разрабатывая материал для размещения в бортовом журнале, для бизнеса лучше сделать акцент на:
экспертном уровне материала: профессионалы дают рекомендации, комментарии или делятся советами, но простым и понятным языком;
увлекательности истории: всегда необходимо помнить, что глянцевый журнал на борту — это прежде всего развлекательное издание.
востребованных форматах: интервью, топы, рейтинги, обзоры.
Игнорировать иллюстративную часть, брать некачественные фотографии. Глянец на борту выглядит дорого, его «коллеги на земле» — не популярные журналы из киосков печати, которые люди берут в пригородные поезда, а люксовые издания.
Забывать про контакты и qr-коды, по которым можно перейти на сайт компании или страницу товара.
Не давать информацию о скидках, акциях и специальных предложениях.
Попасть в бортовой журнал может бизнес из любой сферы — от недвижимости до ювелирных изделий. К примеру, в февральских выпусках журналов «Аэрофлот» и «Аэрофлот Премиум» публиковались:
Компания Morelli: рекламная страница с информацией о новой коллекции дверных ручек HIDE — стильное и «дорогое» визуальное решение, которое привлечет потенциальных покупателей.
Через сайты большинства авиакомпаний можно найти контакты издательств, которые выпускают журналы, и с помощью формы заявки начать переговоры о размещении. В этом случае потребуется самостоятельно проходить все редакционные проверки, адаптировать материалы под строгие требования, сталкиваться с отказами. Если доверить подготовку и согласование публикации команде специалистов, это решает ряд проблем и помогает сэкономить время и деньги.
Авторы и редакторы бюро:КОНТЕНТ работают с журналами «Аэрофлот» и «Аэрофлот Премиум» на специальных условиях — с нашими клиентскими скидками размещение в бортовых журналах дешевле. А в случае размещения рекламных интеграций в 6 номерах журнала, в остальных 6 номерах в течение года клиент появится в редакционных форматах: в обзорах, с новостями и экспертными мнениями.
Специалисты бюро:КОНТЕНТ:
проанализируют ваш бизнес и подберут оптимальный формат размещения;
напишут тексты и создадут дизайн, который идеально впишется в стиль журнала;
возьмут на себя все согласования с редакцией;
гарантируют соответствие всем требованиям и выход в срок;
проконтролируют размещение и предоставят отчет.